Как бы это ни показалось странным, но запрет является элементом культуры поведения человека. Следовательно, входит в программу воспитания ребёнка, начиная с юного возраста. Как правило, передаётся словом «нельзя». То есть накладывается табу, ограничение на тот или иной поступок.
Кстати, нынче слово «льзя» употребляется только с префиксом не-. А ведь когда-то это было полноценное слово, которое означало «можно», «дозволено».
Итак, мама говорит своему малышу: «Нельзя дёргать кошечку за хвост». И аргументирует свой запрет тем, что ей будет больно, она может плакать. При этом мама имитирует плач и появление слезинки. Тем самым вызывая у ребёнка сострадание. Также мама может продолжить объяснять, что уличная кошечка, в отличие от домашней, может не стерпеть, когда ей делают больно, и царапнуть в ответ. Тогда уже будет плакать сам малыш, а вместе с ним и мама.
Крайне желательно параллельно с запретом объяснить альтернативу поведения. То есть это хорошо, что ребёнок понял, как поступать нельзя. Но ведь как-то же поступать можно и нужно.
В примере с той же кошечкой мама может сказать, что их домашняя киса добрая и ласковая. Её надо гладить, и она будет дружить с тобой, временами даже сопровождать и разговаривать. Правда, по-своему, по-кошачьи.
А вот уличную кошку лучше не трогать. Пусть себе живёт и ходит в сторонке, а то мало ли какие болезни можно от неё подхватить. И ей хорошо, и тебе тоже.
Ещё очень важно предвидеть заранее, какую опасность в себе может нести тот или иной поступок малыша. И предотвратить её. Например, оставленный на столе нож с большой вероятностью обязательно привлечёт внимание ребёнка. И уж конечно вероятности взаимодействия с металлическим острым предметом может привести к плохим последствиям. Или оставленная на краю стола чашка с горячим чаем тоже может оказаться в поле досягаемости любознательного карапуза.
И в первом, и во втором случае взрослым стоит быть бдительными. Нож прячется в ящик или другое место, куда малыш не дотянется. А чашка чая и подходы к ней строго контролируются. Словом, каждый взрослый понимает, как поступить с опасными для ребёнка предметами.

Объясните ребёнку суть запрета
Да, именно так. Ребёнку надо объяснять в том числе и суть запрета. Простого «нельзя» или «ну-ну-ну» будет не достаточно. Объяснения должны соответствовать возрасту малыша и быть им поняты.
Родителям надо помнить, что ребёнок мал и только познаёт правила жизни. У него нет опыта, и он нуждается в помощи, подсказках. А вот родители когда-то были детьми, так что опыт детства у них есть.
Запрещая что-то ребёнку, можно сослаться на свои воспоминания, свой опыт. Или же вспомнить историю, которую рассказывали бабушка или дедушка и т.д.
Желательно не программировать ребёнка, мол, не послушаешься — и с тобой случится что-то нехорошее. Придумайте некоего персонажа (например, «один мальчик», какой-то абстрактный), который не послушал совета родителей. И с ним произошла вот такая пренеприятная история. А вот если б послушал, то всё бы было хорошо.
Если в доме малыш, то обязательно убирайте все моющие средства, лекарства подальше. Поместите игрушки намного ниже всех о стальных предметов, чтобы внимание малыша сосредотачивалось только на них, а не на том, что находится выше.
Объясняя запрет, говорите спокойно, не повышая голоса. Перед Вами не ровесник, а любимый ребёнок.
Обсуждение публикации ЗДЕСЬ >>